###Алексей Михайличенко: "Изучаем кандидатов" ###
Формально сборная Украины под руководством нового главного тренера свой первый матч уже провела – было это 6 февраля на Кипре. Однако настоящий дебют – перед киевскими болельщиками – Алексею Михайличенко только предстоит: 26 марта на своем поле украинцы примут сборную Сербии. Сейчас он открывает новую страницу в своей тренерской биографии.
С 44-летним Михайличенко, в прошлом одним из самых титулованных отечественных футболистов, который теперь открывает новую страницу в своей тренерской биографии, встретился корреспондент «СЭ».
ЗАБУДЬ, КАКИМ ТЫ БЫЛ ИГРОКОМ
– Насколько верна информация, будто на должность главного тренера национальной сборной Украины вас рекомендовал Олег Блохин?
– Читал об этом в газетах, однако, когда общался с Олегом Владимировичем в Киеве и уже после его переезда на работу в «Москву», тема не затрагивалась. Хотя не исключаю, что так оно и было.
– Формальная передача дел от Блохина к Михайличенко тоже была?
– В футболе с подобными вещами никогда не сталкивался. Да и никаких формальностей в данном случае вовсе не требовалось. В последние годы мы тесно сотрудничали с Блохиным как тренеры национальной и молодежной сборных, которые существовали по принципу сообщающихся сосудов, делились игроками, если возникала такая необходимость. Никаких секретов у нас друг от друга не было, да и быть не могло.
– Уже успели почувствовать разницу между работой с молодежкой и первой сборной?
– Безусловно. Уровень ответственности за результат на несколько порядков выше. Национальная сборная независимо от фамилии главного тренера обречена находиться в фокусе всеобщего внимания. Главная команда страны – это не пустые слова. Впрочем, для уважающего себя тренера высокую степень ответственности подразумевает любая команда. Хоть дворовая.
– «Если хочешь стать хорошим тренером, забудь, как ты был игроком». Помните, кто сказал?
– Это были первые слова, которые довелось услышать из уст Лобановского, когда в 1997 году Валерий Васильевич предложил мне сесть рядом с ним на тренерскую скамейку «Динамо». Даже помню, когда именно это было сказано: после первой совместной тренировки. Лобановский знал, о чем говорил. У нас было много великих футболистов, которые так и не стали большим тренерами только по одной причине: игроков, с которыми им выпадало работать, «примеряли» исключительно на себя, оценивали по завышенной шкале и поэтому быстро разочаровывались в новой профессии, опускали руки.
КТО-ТО ДОЛЖЕН БЫЛ ЭТО СДЕЛАТЬ
– Раз уже мы заговорили о Лобановском, уместно упомянуть и о том, что после смерти мэтра именно Алексей Михайличенко возглавил киевское «Динамо», хронологически оказался прямым наследником великого тренера...
– Именно хронологически – и не более того! Потому что нет такого тренера, который вправе называть себя «прямым наследником» Лобановского. Просто люди, ответственные за судьбу динамовского клуба, в том момент остановили свой выбор на мне, а могли и на ком-то другом. После ухода Валерия Васильевича морально было очень тяжело: долго не мог даже приблизиться к его рабочему столу, сесть в его кресло... Пока не собрался с духом и не сказал себе: все равно кто-то должен это сделать.
– Несколько лет назад, уже возглавляя киевское «Динамо», вы сказали мне, что не считаете себя состоявшимся тренером...
– Я и сейчас готов это повторить. И в 60 лет, если, дай бог, буду еще работать, скажу то же самое. В моем понимании состоявшийся тренер – это остановившийся тренер. Но нельзя останавливаться в своем развитии, нужно черпать что-то новое, прогрессировать каждый день.
– С какими первоочередными проблемами вы столкнулись, став главным тренером сборной Украины?
– Я бы не называл это «столкновением», потому что прекрасно знаком с реалиями, которыми живет наш футбол. Конечно, хочется, чтобы под рукой было больше футболистов европейского уровня, чтобы игроки быстрее прогрессировали в украинских клубах. Но поскольку от сборной всегда ждут результата «здесь и сейчас», нет ни времени, ни необходимости зацикливаться на проблемах. Нужно просто работать в меру своих сил.
ДИСПУТА С БЛОХИНЫМ НЕ БУДЕТ
– Блохин постоянно сетовал на отсутствие резервов у национальной сборной Украины. Если учесть, что до сих пор вы тренировали молодежную команду, стало быть, хорошо знаете эти резервы, можно говорить о том, будто судьба невольно обрекла вас на заочный диспут с вашим предшественником?
– Не надо никаких сравнений. Люди могут быть единомышленниками в футболе, однако на некоторые вещи, например на перспективы того или иного футболиста, все же смотреть по-разному. Тем не менее никакого «диспута» с Блохиным я не предвижу. Кто бы ни оказался сейчас у руля сборной Украины, ему будет отравлять жизнь нашествие легионеров в наши клубы, в основном посредственных по уровню мастерства. Не сомневаюсь, именно это имел в виду Блохин, говоря о слабых тылах национальной команды, и здесь нет повода для дискуссии.
– В таком случае позвольте еще одну цитату: «Следует реально смотреть на вещи и не витать в облаках футбольного патриотизма: сегодня легионеры играют важную роль и вполне закономерно занимают свою нишу в нашем футболе». Это ваши слова, сказанные в интервью «СЭ» четыре года назад, в бытность главным тренером «Динамо». С тех пор ваш взгляд на проблему изменился?
– Разумеется, теперь я смотрю на нее с иной колокольни. Это правда. Как правда и то, что заподозрить меня в футбольной «ксенофобии» невозможно хотя бы потому, что сам в свое время был легионером, играл в Италии и Шотландии и, смею нескромно думать, делал это неплохо. (Тут уместно напомнить, что Михайличенко становился чемпионом названных стран, выступая за «Сампдорию» и «Рейнджерс». – Прим. Ю.Ю.) Скажу больше: я готов принять сторону легионеров, когда речь идет о талантливых, но бесхарактерных молодых украинских игроках, которые боятся конкуренции.
– Но таких, скорее всего, не много. Наверняка гораздо меньше, чем легионеров, которые от конкуренции подчас избавлены: раз купили, деньги потратили – значит, нужно ставить.
– Самая скверная логика, которую только можно придумать. Никто не призывает отказываться от услуг иностранных игроков, однако должен существовать разумный баланс «своих» и «чужих». При этом нам необязательно копировать подходы, применяемые к легионерам в Англии, Италии – там иные экономические реалии. Мне понятна политика наших «больших» клубов, которые с помощью легионеров настроены удовлетворить свои амбиции в Лиге чемпионов или Кубке УЕФА. Но разве мы можем сказать, будто иностранные футболисты подняли наш клубный рейтинг в Европе на недосягаемую высоту? И уж тем более не можем проверить, как обстояло бы дело без легионеров.
АРЕНДА – НЕ ПАНАЦЕЯ
– Широко распространенная практика аренды другими клубами молодых украинских игроков из «Динамо», «Шахтера» или «Днепра» – не выход из положения с точки зрения интересов сборной?
– Нет. Это не выход даже для самих футболистов. На мой взгляд, который никому не собираюсь навязывать, от аренды может быть больше вреда, чем пользы. Когда молодой человек приходит в новую команду и точно знает, что через три месяца или полгода ему предстоит проделать обратный путь, он чувствует себя временщиком. У него нет стимула, чтобы расти, «умирать» в каждой игре за чужой ему клуб.
– А надежда вернуться на круги своя в новом качестве – разве не стимул?
– Для кого как. Ведь игроку психологически сложно, когда он видел себя в одной команде, а вынужден выступать за другую. Футболист с сильным характером, поставивший перед собой цель вернуться домой и завоевать-таки место в основе, – это одно. Если же молодой человек такими мыслями не обременен, а покорно кочует из сезона в сезон по арендам, – совсем другое. Последних, к сожалению, у нас большинство. Говорить о том, что к ним может проснуться интерес у тренеров сборной, наивно.
– Как много кандидатов в национальную команду образца 2008 года прошло через ваши руки в молодежной сборной?
– Пятов, Шуст, Чигринский, Допилка, Михалик, Милевский, Гладкий... Но это вовсе не значит, будто сборная стоит на пороге радикального обновления. Понятно, что нужно омолаживать команду, однако нельзя это делать искусственно. Не помню случая, чтобы удачное выступление молодежной команды на чемпионате мира или Европы (два года назад украинская молодежка под руководством Михайличенко стала вице-чемпионом Европы. – Прим. Ю.Ю.) гарантировало немедленное кадровое благополучие национальной сборной. Так, к сожалению, не бывает. Работая тренером молодежки, я запросто мог пригласить никому не знакомого футболиста из дубля клуба высшего дивизиона или из команды первой лиги. Теперь это исключено – стандарты отбора иные. В общем, если хотя бы 2 – 3 игрока из той молодежки твердо закрепятся в первой сборной в новом отборочном цикле – будет уже хорошо.
– Капитан сборной Украины Андрей Шевченко, похоже, опять оказался на распутье: оставаться в «Челси» или возвращаться в «Милан». Что бы вы посоветовали?
– Ничего. По крайней мере до тех пор, пока он сам у меня об этом не спросит. Думаю, непрошеные советчики Андрею вообще не нужны. Он должен все решить сам. Из нашего последнего телефонного разговора, который состоялся несколько дней назад, точно знаю одно: Андрей хорошо себя чувствует и с нетерпением ждет приезда в сборную.
ШТАБНЫЕ ЛЮДИ
– Чем обусловлен выбор ваших ближайших помощников – Михаила Михайлова и Вадима Евтушенко? Если Михайлов как многолетний тренер вратарей киевского «Динамо» был на виду, то о Евтушенко давно ничего не было слышно.
– У нас с Михайловым давно существовало обоюдное желание поработать вместе. Мы часто обсуждали эту тему: если я принимаю какую-то команду (после молодежного чемпионата Европы-2006 было немало предложений от клубов), он идет со мной. Михаил – профи высочайшего класса, он все время стремится совершенствоваться и в сборной, думаю, не замкнется только на голкиперах, а возьмет на себя более широкие полномочия. Что касается Евтушенко, то я не вхожу в круг людей, которым о нем «давно ничего не было слышно». Мы дружим еще с игроцких времен, встречались и в Киеве, и в Швеции, где он жил много лет, тренировал разные команды. Мысль о том, что Вадиму неплохо было бы вернуться и поработать на Украине, витала в воздухе давно. И как только случай представился, он принял мое предложение.
– Владимир Веремеев остался в тренерском штабе сборной?
– Да. Кроме Веремеева есть еще Геннадий Литовченко, работающий в киевском «Динамо». «Наш человек» в столичном клубе.
– Обязанности уже распределили?
– Перед игрой на Кипре в начале февраля собирались на один день. Теперь на пару дней встретимся перед матчем с Сербией. Хотя не думаю, будто кто-то из моих ассистентов не в курсе, чем он должен заниматься. Сейчас акцент сделан на изучение кандидатов в команду. Каждый тур украинского чемпионата растянут на три дня – для нас это очень удобно. Разъезжаемся по разным городам и за один уик-энд успеваем просмотреть 4 – 5 матчей. Неделя проходит – меняемся командами, так глаз не замыливался. Чтобы оценить состояние игрока, футбол нужно обязательно смотреть с трибуны, живьем. Телевизионная картинка не дает такой возможности.
– Как вы выстраиваете отношения с тренерами украинских клубов – главных поставщиков кадров для сборной?
– Функциональное состояние и игровую форму можно оценить самостоятельно, на основании увиденного в матче. А вот психологические, морально-волевые качества футболиста, разумеется, лучше знает клубный тренер, который наблюдает за ним ежедневно. После просмотра игры стараюсь встретиться с футболистами, которые находятся в поле нашего внимания, переговорить с тренерами. Нередко общаемся по телефону. У меня нормальные контакты с Мирчей Луческу, Юрием Семиным, Олегом Протасовым, Мироном Маркевичем, другими коллегами.
КОМАНД-КЛОНОВ НЕ БЫВАЕТ
– Что бы вы предпочли как тренер сборной: видеть большинство интересующих вас футболистов в сильных зарубежных чемпионатах или играющими, как сейчас, в украинском первенстве?
– Неплохо и то и другое. Например, очевиден прогресс сборной Хорватии, которая почти полностью состоит из легионеров. Сборная Бразилии – тоже. Зато действующие чемпионы мира итальянцы опираются на клубы серии А. Конечно, хотелось бы и на Украине иметь такую же сильную лигу, как итальянская или английская. Кстати, когда в начале 90-х годов я играл в Шотландии, английская премьер-лига вовсе не была таким монстром, как теперь. «Рейнджерс» и некоторые другие шотландские клубы скупали английских игроков. Потом в английскую премьер-лигу вложили огромные деньги, была выработана правильная стратегия развития – и теперь она одна из лучших в мире. На все это ушло лет десять как минимум.
– На Украине собираются пойти по тому же пути. Чем может быть привлекательна отечественная премьер-лига для тренера национальной сборной?
– Сложно говорить что-либо определенное, пока не существует регламентных документов, устава лиги... Хочется думать, что ее учредители станут, во-первых, вкладывать серьезные деньги в развитие детско-юношеского футбола, и это будет на руку сборной, а во-вторых, договорятся о таком лимите на легионеров, который не будет сдерживать рост молодых украинских футболистов, и в нашем чемпионате закроется кормушка для посредственностей с иностранными паспортами.
– Команда Алексея Михайличенко будет отличаться от команды Олега Блохина?
– Это неизбежно. Как нет двух одинаковых тренеров, так и не может быть команд-клонов.
– Сборную времен Блохина частенько упрекали за незрелищный, излишне рациональный футбол, в котором почти не оставалось места риску, импровизации...
– Команда должна уметь использовать несколько схем и варьировать их не только от матча к матчу в зависимости от собственного состава и поведения соперника, но и по ходу одной игры. Что касается рационализма, ставки на результат, то сегодня таков футбол. Вообще-то он может быть красивым и привлекательным по-разному, в зависимости от того, кто что ценит. Одни ждут феерии голов, другие жаждут эффектного дриблинга, а те же англичане готовы аплодировать красивому подкату не меньше, чем голу. Но при этом они же, родоначальники футбола, придумали самую знаменитую поговорку на затронутую вами тему: «Самое красивое в футболе – это счет на табло».
ОТ ХИДДИНКА ВЕЕТ УВЕРЕННОСТЬЮ
– Что вы думаете о шансах сборной России на Euro-2008?
– (Улыбается.) В поисках ответа на этот вопрос я переживаю раздвоение личности – на болельщика и специалиста, которые не вполне согласны друг с другом. Разумеется, я буду от всей души болеть за сборную России, постараюсь побывать на всех ее матчах и желаю как минимум выйти из группы. А вот как специалист вижу, что российская сборная обладает гораздо большим потенциалом, чем был показан в отборочном цикле. Чувствуется запас прочности у команды Гуса Хиддинка, и она может прогрессировать.
– С Хиддинком знакомы?
– Нас представили друг другу на Кубке Первого канала в Израиле. Как незаурядного тренера, конечно, знаю голландца давно. У Хиддинка на лице написана спокойная уверенность. Это очень важно. Спокойствие и уверенность тренера обязательно передаются игрокам.
– Верите, что днепропетровский «Днепр» или харьковский «Металлист» способны вмешаться в привычный шахтерско-динамовский спор за золотые медали чемпионата Украины?
– Протасову и Маркевичу многое удалось в последнее время, они создали очень симпатичные команды. И все же ни «Днепр», ни «Металлист» еще не вышли на тот уровень мастерства и игровой стабильности, который позволяет «Шахтеру» и «Динамо» доминировать в нашем футболе.
– Сами в футбол играете?
– Бегаю понемногу за ветеранов. Зимой тренируемся 2 – 3 раза в неделю. Весной начинается ветеранский чемпионат Киева, в котором выступает не меньше дюжины команд. Почти в каждой из них можно встретить известных в прошлом футболистов. За нашу команду, например, до недавнего времени играл Андрей Баль, иногда подключался Володя Бессонов.
– В основной состав попадаете?
– (Смеется.) Когда есть время и приезжаю на матч – обязательно попадаю. Главное – приехать, не опоздать к началу игры.