###Алексей Михайличенко: "Молодым игрокам надо серьезней относиться к футболу" ###
В преддверии XXX летних Олимпийских игр Алексей Михайличенко вспомнил о непростом пути к сеульскому пьедесталу, рассказал о тренировках на палубе теплохода перед финальным матчем с бразильцами, поделился своими впечатлениями об атмосфере, царящей на Олимпийских играх, а также дал дельный совет молодым украинским футболистам.
ПОСЛЕДНЯЯ БЕЗЛИМИТНАЯ ОЛИМПИАДА
— Какое место в коллекции наград и медалей Алексея Михайличенко занимает олимпийское золото 1988 года?
— Олимпийская медаль занимает свое достойное место. Вы знаете, я не делю медали на главные и второстепенные. Каждая награда по-своему дорога. С этой наградой у меня связаны очень приятные воспоминания.
— Олимпийский футбольный турнир не пользуется такой популярностью, как чемпионаты мира и Европы, но наверняка по своей атмосфере он, как минимум не уступает крупнейшим турнирам?
— Впечатления сильно отличаются. Олимпийские игры не похожи на чемпионаты мира и Европы по футболу. На Олимпиаде ты часть сборной своей страны по всем видам спорта и переживаешь за выступление каждого спортсмена. Мы радовались победам друг друга, и напротив, огорчались неудачам. Вся наша огромная команда жила очень дружно.
На самом деле атмосфера на Олимпийских играх уникальная и неповторимая. Я не могу сказать, что она лучше, чем на чемпионате Европы, она просто другая. Здесь трудно сравнивать.
Футбольный турнир Олимпиады 1988 года был особенным. Он оказался последним, на котором не было, каких-либо возрастных лимитов. Играть за олимпийские сборные могли все футболисты, которые не были задействованы в отборочном турнире чемпионата мира 1990 года. Разумеется, кадровый потенциал команд был достаточно высоким. Цвета сборной Швеции защищал Томас Бролин. За команду Германии выступали Юрген Клинсманн, Томас Хесслер. В составе Бразилии играли Ромарио, Бебето, Карека, Клаудио Таффарел. У итальянцев выделялись Чиро Феррара, Тассотти, Эвани, Риццителли, в воротах стоял Таккони.
Именно вышеперечисленные сборные, в том числе и наша команда, относились к главным фаворитам. Конечно, по своему уровню олимпийский турнир немного уступал Евро-1988, но я бы не сказал, что разница была большой.
КРЫЛЬЯ ПОСЛЕ ЕВРО И ЗЛЫЕ РЕГБИСТЫ
— Судя по уровню игры на Олимпиаде, вам удалось полностью восстановиться после Евро-1988?
— Наверное, этому поспособствовали положительные эмоции, связанные с успешным выступлением на чемпионате Европы. Все-таки в 1988 году сборная СССР была на ходу. Мы демонстрировали хороший футбол и добрались до финала континентального первенства. К тому же после Евро прошло достаточно времени для того, чтобы, как следует восстановиться. Олимпийские игры проходили в сентябре.
Когда хорошая игра подкреплена результатом, то усталости не ощущаешь. Можно сказать, что успехи, в какой-то степени окрыляют. Лично я отправлялся на Олимпиаду в хорошем физическом и моральном состоянии.
— Олимпийская сборная СССР по футболу прибыла в Южную Корею всего за три дня до первого матча. Вероятно, это сказалось на игре команды в поединке с хозяевами?
— Прошло слишком много времени. Сейчас уже трудно вспомнить, насколько мы успели адаптироваться к первому матчу. Каких-то четких воспоминаний именно от этого поединка у меня не осталось. Но, на мой взгляд, первый матч группового турнира с Южной Кореей, пожалуй, был худшим для сборной СССР на олимпийском турнире.
Начинать всегда не просто. Конечно, волнение присутствовало. К тому же мы играли против хозяев, а это всегда непросто. Корейцев вдохновляла очень хорошая поддержка трибун. Мы создали несколько голевых моментов, в том числе у меня была прекрасная возможность, которую я не реализовал. Но, в общем, сборная не показала той игры, которую демонстрировала в последующих матчах, в том числе с более сильными соперниками.
— Ключевым матчем в групповом турнире для сборной СССР было противостояние с Аргентиной?
— Безусловно. Это был очень тяжелый и содержательный матч, но в итоге мы смогли переиграть аргентинцев. Именно в этой встрече наша команда поймала свою игру.
Победа над Аргентиной придала уверенности в собственных силах и, по сути, открыла нам дорогу в четвертьфинал. В третьем матче группового турнира с командой США мы без труда одержали победу, и вышли из группы С с первого места.
— Создалось впечатление, что с американцами вы тогда сыграли налегке, сэкономив силы перед четвертьфиналом...
— Да, по большому счету так и было. Мы выигрывали со счетом 4:0 и в концовке позволили себе немного расслабиться. Пропустили два гола в свои ворота, но ситуацию держали под контролем.
В принципе, сборная США всегда отличалась своим характером. Впоследствии, на чемпионатах мира американцы демонстрировали хорошие результаты, выходили в 1/8, в четвертьфинал, но в восьмидесятые им еще не хватало международного опыта и уверенности в собственных силах.
— То же самое можно сказать и о сборной Австралии, с которой вы без особых проблем разобрались в четвертьфинале?
— Возможно, со стороны могло показаться, что матч с Австралией был для нас легким? На самом деле это не так. Эта страна славится своими регбийными командами. Но у австралийских футболистов не менее бойцовский характер. У них присутствовала очень хорошая, спортивная злость.
Честно говоря, не смотря на то, что мы доминировали и создавали моменты у ворот соперника, игра была очень тяжелая. Мы забили первый гол лишь в середине второго тайма. После этого так получилось, что австралийцы быстро пропустили второй и третий мячи.
НА ТЕПЛОХОДЕ МУЗЫКА ИГРАЕТ...
— Место в финале сборная СССР оспаривала с Италией. В матче со Скуадрой Адзуррой вы впервые на турнире вынуждены были отыгрываться.
— Это была одна из самых тяжелых игр на турнире. Мы первыми пропустили гол. В какой-то степени нам повезло с итоговым результатом. После того, как в начале второго тайма Вирдис открыл счет в матче, итальянцы имели очень хороший момент уйти в отрыв. Нас выручил Харин. Если бы не вратарское мастерство Димы, то нам бы было тяжело в оставшееся время отыграть два мяча с таким сильным оппонентом.
Под конец второго тайма мы сумели переломить ход игры. Игорь Добровольский сравнял счет и перевел игру в овертайм. В дополнительное время психологическое преимущество уже было на нашей стороне, и мы сумели дожать итальянцев. Нарбековас вывел команду вперед, а я забил третий мяч. Сборная Италии сумела отквитать один гол на последней минуте дополнительно времени, но этого было недостаточно. В финал прошли мы.
Кстати в финале нам тоже пришлось отыгрываться. Мы уступали по ходу игры бразильцам, но в итоге сумели добиться победы. У той сборной СССР был характер.
— Известно, что перед финалом сборная из олимпийской деревни перебазировалась на теплоход «Михаил Шолохов»...
— Дело в том, что, по сути, мы и не жили в олимпийской деревне. Матчи проходили в разных городах, и сборная постоянно переезжала с места на место. Мы играли в Пусане, в Тэгу, финал был в Сеуле.
Когда мы прибыли в Сеул перед финальным матчем было принято решение, что мы поселимся на теплоходе. Я думаю, это было правильное решение. Это были последние дни Олимпийских игр, и в деревне царила не совсем благоприятная атмосфера для подготовки к решающей игре. Кто-то уже праздновал победу, кто-то напротив, был в расстроенных чувствах, некоторые уже были на чемоданах. Перед нашим финалом состоялся решающий матч баскетбольного турнира, который сборная СССР выиграла и, как следует, отпраздновала свою победу.
Мы жили на теплоходе и готовились к матчу с Бразилией на палубе. Были натянуты сетки, чтобы мяч не вылетал за борт, и мы проводили полноценные тренировки.
Одинокими мы себя на теплоходе не чувствовали. Привычная для Олимпийских игр атмосфера праздника на нем тоже присутствовала в полной мере. Вместе с нами было немало артистов, которые перед финалом подарили нам очень хороший концерт. В частности был Юра Давыдов, с которым мы дружили. В общем, мы получили очень хороший эмоциональный заряд.
— Матч со сборной Бразилии в финале Олимпийских игр наверняка для вас является одним из самых памятных в карьере?
— Естественно, такие матчи не могут быть второсортными. Я хотел бы вспомнить все свои матчи, но это, наверное, невозможно. А вот такие матчи, как финал Олимпиады и чемпионата Европы запоминаются на всю жизнь. Подобных игр много не бывает. Не всем, даже великим футболистам посчастливилось принимать участие в таких больших матчах. Конечно, в моей памяти они стоят особняком.
В поединке с Бразилией мы вынуждены были отыгрываться, в первом тайме отличился Ромарио. Но, снова, как и в полуфинале проявили характер и сумели отыграться. Я заработал пенальти, а Игорь Добровольский его реализовал в забитый гол. В дополнительное время мы сумели переиграть бразильцев.
ПАТРИОТИЗМ И ПРЕМИАЛЬНЫЕ
— Как встречали героев на Родине?
— Мы прилетели в Москву в шесть часов утра. Конечно, нас встречали жены, друзья. Было радостно, но был очень тяжелый перелет и все были уставшими. Праздничная атмосфера была, но и усталость давала о себе знать.
— Насколько мне известно, каждый футболист сборной СССР за победу на Олимпиаде 1988 года получил по шесть тысяч долларов?
— Да, это так.
— Сборной России за провал на Евро-2012 только РФС выплатила миллион двести тысяч евро премиальных. И это не считая десяти миллионов за участие на турнире от УЕФА. Оказывается, деньги не влияют на мотивацию игроков, но возможно они убивают патриотизм?
— Это разные времена. Я думаю, не стоит сравнивать то, что было двадцать пять лет назад и то, что происходит сейчас. В 1988 году шесть тысяч долларов были очень хорошей суммой, и все ребята остались довольны такими премиальными. Сейчас многое изменилось, в футболе крутятся совсем другие деньги.
Мы заранее знали свои премиальные, но никто тогда о деньгах вообще не думал по ходу турнира. А то, что их дали после победы, конечно, было приятно. Я не хочу быть альтруистом, но если бы мы выиграли Олимпийские игры и ничего за это не получили, то ничего бы страшного не произошло. Об этом я могу сказать с уверенностью. Никаких забастовок и ультиматумов не было бы. Мы играли за сборную своей страны, а победа на Олимпиаде это большой подарок судьбы и память на всю жизнь. Сейчас же многое изменилось в футболе. Условия меняют менталитет людей.
— Сборная Украины за два десятка лет ни разу не пробивалась на футбольный олимпийский турнир. Как вы считаете, в чем причина?
— Дело в том, что немного изменился статус турнира. Пробиться на Олимпиаду можно через молодежное первенство континента. К сожалению, наша молодежная сборная не так стабильно выступает на этих турнирах. Наверное, это яркий показатель того, как у нас в стране ведется подготовка молодого поколения. В Советском союзе была целая система подготовки детей. Везде были секции, спорт-интернаты с необходимыми для плодотворной работы условиями. После развала СССР эта система была разрушена. Для того, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону нужно время.
— Футбольный олимпийский турнир можно назвать ярмаркой талантов?
— Безусловно. В основном в составе сборных на Олимпиаде играют футболисты не старше двадцати трех лет. Это большой стимул для них. Практически все игроки уже играющие в профессиональных клубах. Прежде всего, для них — это возможность приобрести большой международный опыт. Все футболисты понимают, что находятся на виду и стараются проявить себя с лучшей стороны, чтобы обратить на себя внимание известных клубов.
Разумеется, я отправлюсь на Олимпиаду в Великобританию, буду следить за матчами. Кто знает, возможно, присмотрим, кого-то из молодых и перспективных игроков.
— Кого считаете главными фаворитами футбольного турнира Олимпиады в Лондоне?
— Разумеется, к главным фаворитам нужно отнести сборную Испании. Они выиграли чемпионаты Европы U-19 и U-21. У Испании во всех возрастах и на всех уровнях очень сильные сборные.
Традиционно сильны бразильцы, которые еще никогда не выигрывали Олимпиаду. Есть шансы у хозяев – сборной Великобритании. Достаточно симпатичная команда у швейцарцев. Посмотрим.
— Алексей Александрович, напоследок, чтобы вы хотели посоветовать молодым украинским футболистам?
— У меня для них один совет. Нужно, как можно серьезней относиться к футболу. Футбол не любит, чтобы к нему относились, как какому-то второстепенному явлению. Футбольная жизнь настолько коротка, что не успеешь, о чем-то подумать, а она уже может закончиться. Поэтому эту жизнь нужно прожить так, чтобы на первом, на втором и на третьем месте был футбол.